Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

Ученые выяснили эволюционную роль пения

Ученые выяснили эволюционную роль пения
По мнению антропологов, коллективное пение помогало нашим далеким предкам быстрее находить общий язык друг с другом, что увеличивало шансы на выживание.

«Ключевым различием между людьми и приматами является то, что мы способны жить в гораздо больших социальных группах, чем они. Все группы и народности освоили искусство пения, и почти все члены этих сообществ хорошо или плохо, но поют. Наши коллеги уже предполагали, что коллективное пение помогает создавать социальную сплоченность тогда, когда нет времени на установление прочных межличностных связей», — заявил Эйлунед Пирс из Оксфордского университета (Великобритания).
Пирс и его коллеги проверили справедливость этой идеи оригинальным способом — они заручились поддержкой Просветительной ассоциации рабочих Великобритании (WEA) и при ее помощи организовали курсы пения для всех желающих, проводившиеся на протяжении семи месяцев.
Параллельно с ними для чистоты эксперимента ученые также проводили курсы, в которых добровольцы занимались другими коллективными формами активности: учились различным художественным искусствам и умению писать прозу. Каждый месяц и в самом начале курсов ученые проводили опросы среди их участников, интересуясь тем, как они относились к другим посетителям занятий WEA и к преподавателям.
Как оказалось, пение действительно помогало участникам курсов наладить связи друг с другом, но не так, как представляли это себе ученые. Оказалось, что в долгосрочном плане пение не превосходит коллективное обучение другим видам искусства.
Но с другой стороны, у пения было одно весомое и уникальное преимущество — опросы показали, что оно сблизило незнакомцев гораздо ближе, чем рисование или литераторство, уже во время первого занятия. Впоследствии действие всех этих активностей выровнялось, и участники опытов начинали демонстрировать равный уровень привязанности друг к другу.
Эта необычная черта пения натолкнула ученых на мысль о том, что коллективное исполнение песен могло сближать и роднить большие группы древних людей, до этого мало знакомых друг с другом. Подобный навык, судя по распространенности пения среди всех народов Земли, помогал нашим предкам выжить, заключают британские ученые, передает РИА «Новости».
ИСТОЧНИК: http://www.moya-planeta.ru/news/view/uchenye_vyyasnili_jevoljucionnuju_rol_peniya_16307/

ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА В ПАЛЕОЛИТЕ ПО Л.Б. ВИШНЯЦКОМУ

ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА В ПАЛЕОЛИТЕ ПО Л.Б. ВИШНЯЦКОМУ
Учёные предложили несколько гипотез возникновения первобытного искусства:
1) «Искусство для искусства», или игровая гипотеза. По мнению её приверженцев, древнейшие изображения делались людьми в часы досуга просто ради удовольствия, для украшения, и не имели иного, более глубокого смысла. «Искусство по этой теории в своем начале есть незаинтересованная деятельность, развивающаяся из внутренне присущего человеку чувства прекрасного, чувства отвлечённого эстетического наслаждения, есть не что иное, как игра, замкнутая в самой себе и в самой себе содержащая цель и разрешение» (Гущин А.С.,1937).
2) Магическая гипотеза. Магическая гипотеза в её классическом виде ориентирована, прежде всего, на интерпретацию пещерной живописи и появилась после серии выдающихся открытий в этой области. Суть её заключается в том, что палеолитическое искусство (либо в целом, либо в значительной его части) выводится из магических обрядов, в ходе которых (или, по крайней мере, для которых) оно, как предполагается, и создавалось. Чаще всего его связывают с охотничьей магией или магией размножения, хотя возможны и иные варианты (охранительная магия, целительная и т. д.). Магическая гипотеза, постепенно вытеснив игровую, господствовала в науке до середины 60-х годов и не утратила влияния по сей день.



3) Мифологическая гипотеза. Новизна здесь заключалась в самом подходе к объекту исследования - пещерным рисункам, - которые стали рассматриваться не порознь, а как если бы они представляли собой некую систему знаков, где местонахождение, взаиморасположение и совстречаемость изображений подчинены определённым правилам, а сами изображения суть не простые слепки с натуры с очевидным значением (лошадь - лошадь, бизон - бизон и т. д.), а символы, смысл которых нуждается в расшифровке. Итогом расшифровки явилось предположение, что рисунки на стенах пещер имеют мифологическое содержание и отражают «метафизические» представления их создателей, в частности, о дуализме мужского и женского начал, жизни и смерти и т. д.
4) Компенсаторная теория. Предполагается, что специфическое содержание древнейших изображений - женские фигурки, «осязаемые» гравировки символов вульвы, силуэты животных - было порождено стремлением подростков-кроманьонцев, с их замедленным (по сравнению с ровесниками-неандертальцами) вследствие неотении физическим созреванием, к овладению тем, что в действительности было для них недоступно. Изображения объектов вожделения - а некоторые из них рассматривают иногда как палеолитическую порнографию, всерьез сравнивая с картинками в определённых журналах - и манипуляции, над ними производимые, как бы компенсировали выключенность из сфер сексуальной и охотничьей активности в реальной жизни.




5) Гипотеза демонстрации трофеев. Согласно этой гипотезе, палеолитическое искусство возникло и развивалось как средство демонстрации мужчинами охотничьих и иных успехов. Предполагается, что естественный отбор благоприятствовал тем индивидам, которые выставляли на всеобщее обозрение свои трофеи, поскольку это демонстрировало их пригодность в качестве партнеров по спариванию и способствовало повышению статуса в мужских группах. «Выставки» медвежьих черепов в неандертальских пещерах при этом интерпретируются подобным же образом, и предполагается, что переход к изображениям, которые, в отличие от костей, не могли быть украдены или съедены (падальщиками, грызунами), давал их авторам - неоантропам - селективное преимущество. Таким образом, возникновение в палеолите фигуративной изобразительной деятельности ставится в связь с развитием одной из форм мужского социального поведения, которая обеспечила эволюционный успех современных людей и их превосходство над неандертальцами.
6) Экологическая, или демографическая гипотеза. В рамках этой гипотезы даются разные - хотя и сходные - функциональные интерпретации настенного и мобильного искусства палеолита, а объединяет их то, что само распространение, расцвет последнего рассматриваются как одно из следствий социальных, а в конечном счёте - демографических и экологических изменений. При этом речь никогда не идёт непосредственно о происхождении искусства, что часто специально подчёркивается (хотя такая постановка проблемы не была бы несовместимой с сутью подхода), объяснению подлежит лишь резкая интенсификация отдельных видов изобразительной деятельности в тех или иных районах Европы (чаще всего это её юго-запад, т. е. юг Франции и север Испании) в середине или на заключительных стадиях верхнего палеолита. Выстраиваемая для объяснения этого явления причинно-следственная цепочка в целом выглядит следующим образом: 1) ухудшение климата, наступление ледника о 2) сокращение количества жизненно важных ресурсов и площади, пригодных для обитания человека территорий =>
3) отток населения в «рефугиумы» с более благоприятными природными условиями, либо сначала, на первых стадиях ухудшения.




7) Гипотеза информационного взрыва. Наиболее, может быть, перспективная, она в то же время как гипотеза происхождения искусства наименее разработана. Суть её заключается в предположении, что появление в разных регионах в разное время тех или иных форм изобразительной деятельности могло явиться следствием необходимости выработки специальных вспомогательных средств хранения и передачи культурной информации. Иными словами, «символика, начиная с её первобытных истоков, позволяла фиксировать растущий фонд знаний человека о природе и о себе самом, массив представлений о соседних этносах и т. д.» (Фролов Б.А. 1992), позволяла преодолеть естественный «барьер памяти» путем создания средств памяти искусственной, «внешней»
Почти все охарактеризованные гипотезы (за исключением, может быть, 4-й и 5-й) выглядят достаточно реалистично и могут быть применены к каким-то конкретным материалам. Однако, признавая наличие в большинстве из рассмотренных подходов полезных для объяснения возникновения искусства идей, речь правомерно вести именно и только о палеолитическом искусстве или о форме искусства, т. е. о различных видах символического поведения, которые, как уже говорилось выше, могли в разных случаях и при разных обстоятельствах выполнять разные функции и лишь на каком-то этапе своего исторического развития в специфическом культурном контексте были объединены неким общим содержанием и стали восприниматься как разные стороны одного явления, одной сферы деятельности. Вишняцкий Л.И., На подступах к искусству (палеолит), в Сб.: Стратум. Сборник символической индоевропейской истории, СПб, «Нестор», 1997 г., с. 12-16.
ИСТОЧНИК: http://vikent.ru/enc/3552/

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Золотое сечение - это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.
Определение
Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая - ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени.
Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии. Современная наука рассматривает золотое сечение как «ассиметричную симметрию», называя его в широком смысле универсальным правилом, отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.
История
Представление о золотых пропорциях имели древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге «Божественная пропорция» (1509), иллюстрации к которой предположительно сделал Леонардо да Винчи. Пачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух.
Непосредственным образом с правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. В результате решения одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. На отношение этой последовательности к золотой пропорции обратил внимание Кеплер: «Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности». Сейчас ряд Фибоначчи - это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях.
Леонардо да Винчи также много времени посвятил изучению особенностей золотого сечения, скорее всего, именно ему принадлежит и сам термин. Его рисунки стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении прямоугольников дает соотношения сторон в золотом делении.
Со временем правило золотого сечения превратилось в академическую рутину, и только философ Адольф Цейзинг в 1855 году вернул ему вторую жизнь. Он довел до абсолюта пропорции золотого сечения, сделав их универсальными для всех явлений окружающего мира. Впрочем, его «математическое эстетство» вызывало много критики.
Природа
Даже не вдаваясь в расчеты, золотое сечение можно без труда обнаружить в природе. Так, под него попадают соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке, есть золотое сечение и в форме яйца, если условную линию провести через его наиболее широкую часть.
Белорусский ученый Эдуард Сороко, который изучал формы золотых делений в природе, отмечал, что все растущее и стремящееся занять свое место в пространстве, наделено пропорциями золотого сечения. По его мнению, одна из самых интересных форм это закручивание по спирали.
Еще Архимед, уделяя внимание спирали, вывел на основе ее формы уравнение, которое и сейчас применяется в технике. Позднее Гете отмечал тяготение природы к спиральным формам, называя спираль «кривой жизни». Современными учеными было установлено, что такие проявления спиральных форм в природе как раковина улитки, расположение семян подсолнечника, узоры паутины, движение урагана, строение ДНК и даже структура галактик заключают в себе ряд Фибоначчи.
Человек
Модельеры и дизайнеры одежды все расчеты делают, исходя из пропорций золотого сечения. Человек – это универсальная форма для проверки законов золотого сечения. Конечно, от природы далеко не у всех людей пропорции идеальны, что создает определенные сложности с подбором одежды.
В дневнике Леонардо да Винчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, находящегося в двух наложенных друг на друга позициях. Опираясь на исследования римского архитектора Витрувия, Леонардо подобным образом пытался установить пропорции человеческого тела. Позднее французский архитектор Ле Корбюзье, используя «Витрувианского человека» Леонардо, создал собственную шкалу «гармонических пропорций», повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Адольф Цейзинг, исследуя пропорциональность человека, проделал колоссальную работу. Он измерил порядка двух тысяч человеческих тел, а также множество античных статуй и вывел, что золотое сечение выражает среднестатистический закон. В человеке ему подчинены практически все части тела, но главный показатель золотого сечения это деление тела точкой пупа.
В результате измерений исследователь установил, что пропорции мужского тела 13:8 ближе к золотому сечению, чем пропорции женского тела – 8:5.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ КАК ЭТО РАБОТАЕТ.jpg

Искусство пространственных форм
Художник Василий Суриков говорил, «что в композиции есть непреложный закон, когда в картине нельзя ничего ни убрать, ни добавить, даже лишнюю точку поставить нельзя, это настоящая математика». Долгое время художники следовали этому закону интуитивно, но после Леонардо да Винчи процесс создания живописного полотна уже не обходится без решения геометрических задач. Например, Альбрехт Дюрер для определения точек золотого сечения использовал изобретенный им пропорциональный циркуль.
Искусствовед Ф. В. Ковалев, подробно исследовав картину Николая Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», отмечает, что каждая деталь полотна, будь то камин, этажерка, кресло или сам поэт, строго вписаны в золотые пропорции.
Исследователи золотого сечения без устали изучают и замеряют шедевры архитектуры, утверждая, что они стали таковыми, потому что созданы по золотым канонам: в их списке Великие пирамиды Гизы, Собор Парижской Богоматери, Храм Василия Блаженного, Парфенон.
И сегодня в любом искусстве пространственных форм стараются следовать пропорциям золотого сечения, так как они, по мнению искусствоведов, облегчают восприятие произведения и формируют у зрителя эстетическое ощущение.
Слово, звук и кинолента
Формы временного искусства по-своему демонстрируют нам принцип золотого деления. Литературоведы, к примеру, обратили внимание, что наиболее популярное количество строк в стихотворениях позднего периода творчества Пушкина соответствует ряду Фибоначчи – 5, 8, 13, 21, 34.
Действует правило золотого сечения и в отдельно взятых произведениях русского классика. Так кульминационным моментом «Пиковой дамы» является драматическая сцена Германа и графини, заканчивающаяся смертью последней. В повести 853 строки, а кульминация приходится на 535 строке (853:535=1,6) – это и есть точка золотого сечения.
Советский музыковед Э. К. Розенов отмечает поразительную точность соотношений золотого сечения в строгих и свободных формах произведений Иоганна Себастьяна Баха, что соответствует вдумчивому, сосредоточенному, технически выверенному стилю мастера. Это справедливо и в отношении выдающихся творений других композиторов, где на точку золотого сечения обычно приходится наиболее яркое или неожиданное музыкальное решение.
Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн сценарий своего фильма «Броненосец Потёмкин» сознательно согласовывал с правилом золотого сечения, разделив ленту на пять частей. В первых трех разделах действие разворачивается на корабле, а в последних двух – в Одессе. Переход на сцены в городе и есть золотая середина фильма.

ВСТРЕЧА С ПОЛЬСКИМИ КОНСУЛАМИ

ВСТРЕЧА С ПОЛЬСКИМИ КОНСУЛАМИ
На этой неделе, 11 июля (Четверг), Криворожский философский клуб «Культура Мислення» был приглашён на всетрчу с польскими консулами. Встречу организовал Союз поляков города Кривого Рога «Ойчизна».
Мероприятие было успешным.
Предоставляю фотоотчёт:


02 В ИБЛИОТЕКЕ
1. Организаторы и соучередители Криворожского философского клуба «Культура Мислення» (далее просто КФК «КуМыс») в библиотеке польской литературы, созданной Союзом поляков города Кривого Рога «Ойчизна».

04 С РУКОВОДСТВОМ
2. Консулы Республики Польша Анита Сташкевич (в центре) и Галина Гранат (справа) с руководителем Союза поляков города Кривого Рога «Ойчизна» Галиною Памазан (слева).

05 В РЕСТОРАНЕ
3. Участники КФК «КуМыс» в помещении ресторана «Сан Тамариск» на фуршете в честь консулов Республики Польши.

06 ФИЛОС ДЕБАТЫ
4. Философские дебаты.

12 ПРЕЗЕНТАЦИЯ
5. Презентация Криворожского философского клуба «Культура Мислення», его достижений и проектов консулам Республики Польша.

17ИСТ ФОТО
6. Консулы Республики Польши Галина Гранат (первая слева) и Анита Сташкевич (третья слева) с основателями и руководителями КФК «КуМыс» Андреем Комисаренко (второй слева) и Сергеем Бондаренко (четвертый слева).

18 ОБЩЕЕЕ ФОТО
7. Общее совместное фото Союза поляков в Кривом Роге «Ойчизна» и Криворожского философского клуба «Культура Мислення».

PS. Встреча и презентация проведены плодотворно! Были достигнуты договорённости относительно совместного сотрудничества Криворожского философского клуба «Культура Мислення» с польским консулятом в Украине и с унивесритетами республики Польша. Кроме этого, я подарил консулам Республики Польша и руководителю Союза поляков в Кривом Роге «Ойчизна» мой авторский аудио-альбом «Orchestre De Trenos», закрепив этим все соглашения.

УЧЁНЫЕ ВЫЯСНИЛИ, КАКИМ БЫЛО САМОЕ ПЕРВОЕ СЛОВО, ПРОИЗНЕСЁННОЕ ЧЕЛОВЕКОМ

УЧЁНЫЕ ВЫЯСНИЛИ, КАКИМ БЫЛО САМОЕ ПЕРВОЕ СЛОВО,
ПРОИЗНЕСЁННОЕ ЧЕЛОВЕКОМ
Голландские учёные вычислили первое слово, которое произнёс человек. Специалисты определили, какие первые членораздельные звуки могли произносить люди в период развития речевого аппарата.
Впервые у человека начал формироваться голосовой аппарат, когда редуцировалась лёгочная альвеола - воздушный мешок, существующий у всех приматов. Его редукция произошла около 600 тысяч лет назад у гейдельбергского человека, который имел речевой аппарат, похожий на современный человеческий.





Автор и руководитель исследований Барт де Бур построил искусственный речевой аппарат этого древнего человека и пропускал через него воздух, записывая различные звуки. Затем он воспроизводил их перед добровольцами и просил определить их. По словам учёного, австралопитеки, имевшие архаичные альвеолы, похожие на альвеолы современных обезьян, могли произносить лишь гласный звук «у», а из согласных – «д». В сочетании получалось слово «ду», оно скорее всего и было первым. Это удавалось людям около 3 миллионов лет назад.

http://www.directadvert.ru/news/txt/?id=16532&da_id=3324427